Разработка плана мероприятий по совершенствованию деятельности предприятий
Еще Иоганн Вольфганг Гете говорил: «Я уважаю людей, которые точно знают, чего хотят. Большая часть бед во всем мире происходит от того, что люди недостаточно точно понимают свои цели. Начиная возводить здание, они тратят на фундамент слишком мало усилий, чтобы могла выстоять башня». [1] С необходимостью планирования своих действий люди столкнулись, очевидно, еще в глубокой древности. Первой основополагающей стадией любого осознанного дела является постановка цели. Вслед за первой стадией идет следующая - выбор пути и средств достижения цели. Это были первые, но очень важные ступени в развитии осознанного целевого управления. Постепенно планирование получило всеобщее признание, как нажитой опыт, осознанная, но архаично воспринимаемая необходимость. Хотя планирование применяется в корпорациях и компаниях развитых стран мира столетия и считается необходимой предпосылкой эффективного и стабильного бизнеса, в России при переходе к рыночным отношениям оно оказалось практически полузабытым. Недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к неоправданным экономическим потерям и, в конечном счете, банкротству. В условиях рынка, ориентирующего каждого производителя и предпринимателя на получение высоких конечных результатов, планирование приобретает на российских предприятиях новые функции. Оно призвано не только обеспечивать процесс производства конкурентоспособной продукции, но и способствовать при этом достижению полной занятости ресурсов, справедливому распределению доходов и росту качества жизни. Из этого экономического положения вытекают два важных в теории планирования метода обоснования и максимизации плановой прибыли на каждом предприятии: 1) сокращение расхода применяемых ресурсов и 2) приращения используемого капитала. Первый путь ориентирует производителей на планирование снижения затрат, второй - на повышение результатов. [2] Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики возможна лишь при условии разработки планов развития. Хороший план - одно из главных условий успеха любой фирмы. Выходить на рынок со своей продукцией, не имея продуманного и точно рассчитанного плана действий, - гарантия провала фирмы. Сегодня в России существует достаточно много предприятий, создававшихся еще в советское время. Руководителям таковых был свойственен, скорее, производственный подход к управлению организацией. Поэтому для них тема разработки и внедрения плана мероприятий по улучшению деятельности предприятия в целом и маркетинговой деятельности в частности является наиболее актуальной на данный момент. Цель выпускной квалификационной работы - изучение теоретико-методологических основ планирования деятельности предприятия; анализ рассматриваемого предприятия (ООО «БратскАква»); разработка рекомендаций по улучшению его деятельности. Для достижения цели поставлены следующие задачи: определить понятие, роль, виды планирования деятельности современных предприятий; изучить основные способы разработки плана; рассмотреть особенности деятельности предприятий пищевой отросли; проанализировать деятельность ООО «БратскАква» (дать характеристику компании; изучить финансово-хозяйственные показатели деятельности); разработать план рекомендаций и мероприятий по улучшению деятельности ООО «БратскАква». Объект исследования - ООО «БратскАква» - предприятие, выпускающее и реализующее безалкогольную продукцию. Предмет исследования - деятельность предприятия в условиях современного рынка; пути совершенствования этой деятельности. В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ документов и статистической отчетности предприятия; наблюдение (за покупателями, сотрудниками предприятия), кабинетное исследование (обработка имеющихся данных). В первой главе рассмотрены теоретические основы планирования деятельности предприятия: его определение; роль и значение; функции, которые оно выполняет; виды; способы создания планов; а также рассмотрены особенности деятельности предприятий пищевой отрасли. Во второй главе приведены общие сведения об исследуемом предприятии и его организационной структуре. Изучен ассортимент и потребительские свойства выпускаемой продукции; проанализированы финансово-хозяйственные показатели деятельности фирмы; рассмотрена структура и принципы работы маркетинговой службы на исследуемом предприятии; приведен SWOT - анализ, при помощи которого была определена дальнейшая стратегия предприятия. В третьей главе разработан план мероприятий по улучшению деятельности предприятия. По отдельности рассмотрены такие аспекты деятельности как производство, сбыт, маркетинг. Кроме того, даны рекомендации по совершенствованию системы управления. В заключении сделаны необходимые выводы и предложения. В ходе исследования автор опирался на научные труды таких зарубежных и российских авторов как Котлер Ф., Амблер Т., Дихтль Е., Багиев Г.Л., Голубков Е.П., Завьялов П.С., Федько В.П. и мн.др. Изучив работы теоретиков и практиков в области стратегического планирования, автор сумел более глубоко и осмысленно подойти к вопросу совершенствования деятельности рассматриваемого предприятия, предпринял попытку сверить практические действия с классическими положениями теории, а также разработать комплекс мер, направленных на улучшение данного вида деятельности. Проведенное исследование позволило автору углубить и систематизировать теоретические знания в области стратегического планирования, а также приобрести практические навыки работы с документами, проведения кабинетных исследований, разработки стратегических и тактических планов, которые будут использованы в дальнейшей профессиональной деятельности. Теоретические аспекты планирования деятельности предприятия в современных условиях
|