Роль планирования в деятельности современных предприятий
В условиях рынка ни один хозяйствующий субъект, предприниматель, гражданин и государство в целом не могут рассчитывать на правильность предпринимаемых действий без заранее составленного плана, т.к. планирование служит началом всякой целенаправленной экономической деятельности человека как коллективной, или корпоративной, в процессе производства и потребления материальных благ, так и личной, или индивидуальной, в ходе ведения своего домашнего хозяйства и собственного бизнеса. Предположение, что рынок исключает планирование, ничем необоснованно. Наоборот, в условиях конкурентной борьбы за потребителей поставщики товарной массы вынуждены тщательно планировать свою деятельность. Несвоевременность поставок продукции или оказания услуг отталкивает потребителей, что грозит разорением недобросовестных поставщиков. Рыночный механизм действует более жестко, чем централизованное распределение ресурсов, где большую роль играет субъективный фактор (таблица 1.1) [3]. Таблица 1.1 Отличия планирования в рыночных условиях
При плановой экономике каждое предприятие на основе контрольных цифр, которые доводились ему вышестоящей организацией, по строго определенной методике разрабатывало техпромфинплан. С переходом на рыночные отношения предприятиям уже никто не устанавливает контрольные цифры и не требует представить к определенному сроку план экономического и социального развития. Почувствовав свободу и бесконтрольность, некоторые предприятия стали меньше внимания уделять планированию своей деятельности, и это была одна из первых и весьма существенных ошибок. Как показывает анализ, такие предприятия в своем значительном большинстве оказались в тяжелом финансовом положении или стали банкротами. В рыночных условиях предприятия могут широко использовать планирование в конкурентной борьбе, наличие детально разработанного плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать партнеров и инвесторов. Планирование представляет собой умение предвидеть цели организации на перспективу, способы их реализации, ресурсное обеспечение и контроль за достижением поставленных целей. Целями предприятия как экономической организации являются удовлетворение потребностей клиентов в различного рода услугах, работах, продукции; извлечение прибыли, увеличение объема реализации продукции и услуг; расширение доли предприятия на рынке товаров и услуг; расширение ассортимента предлагаемых клиенту услуг, работ, продукции; увеличение доли постоянных клиентов и др. [4] Для реализации поставленных предприятием целей используются различные способы: рациональная организация производства продукции, оказание услуг и выполнение работ; использование прогрессивных форм организации и мотивации труда персонала, организация систем управления качеством продукции и услуг; обеспечение повышения технического уровня производства, услуг, работ и т.д. Планированием охватываются все стороны хозяйственной деятельности предприятия (рисунок 1.1) [5].
Рисунок 1.1 Планирование - центральное звено в управлении предприятием
Перейти на страницу: 1 2
|