Внедрение новшеств в производственном процессе
В производстве безалкогольных напитков немаловажную роль играет упаковка, а именно тара. Безусловно, если говорить о качестве безалкогольных газированных напитков, то стеклотара обладает определенным преимуществом, но при этом у неё есть и значительные недостатки. В этой связи, сегодня, необычайным успехом на рынке упаковки пользуется ПЭТ (полиэтилентерефталат), особенно в качестве материала для производства бутылок для напитков. Сегодня ПЭТ нашел себе многообразные способы применения в области тарирования напитков, однако, даже принимая во внимание его уникальные физические свойства, определяющим фактором в его использовании все же была его цена. Именно ПЭТ было суждено стать очень популярным материалом, способным в определенной степени заменить стекло и пластиковые бутылки из других материалов. Поскольку ПЭТ-бутылки очень легки и не бьются, им не требуются ящики. Их вполне достаточно упаковать в полиэтиленовую пленку с картонным поддоном или даже без него. Этот фактор ведет к дальнейшей экономии на упаковочных материалах, очистке тары (ящиков), транспортировке и т.д. Размеры ПЭТ-бутылок постоянно увеличиваются. ПЭТ-бутылки производятся с помощью процесса, известного как формовка внутренним надуванием (injection stretch blow moulding, ISBM).- это двухступенчатый процесс, включающий изготовление "матрицы", то есть преформы, с виду напоминающей тонкую стеклянную пробирку. Затем преформа размягчается путем нагревания и с помощью внутреннего наддува воздуха из нее изготовляется полноразмерная бутылка. Горлышку бутылки окончательный вид придается еще на стадии изготовления преформы. Собственно, в дальнейшем выдувается только тулово бутылки. Преимущества использования ПЭТ многочисленны. Обычная пол-литровая ПЭТ-бутылка весит около 28 г, в то время как стандартная бутылка того же объема, сделанная из стекла, может весить около 350 г. ПЭТ абсолютно прозрачен, бутылка, изготовленная из этого материала, выглядит чистой, привлекательной, естественная прозрачность материала делает его идеальным для розлива газированной воды. Кроме того, ПЭТ можно окрасить, например, в зеленый или коричневый цвет, для того, чтобы внешний вид продукции максимально соответствовал запросам потребителей. Использование пластиковых бутылок помогает устранить такой неприятный эффект, как бой тары при транспортировке, свойственный стеклотаре, при этом ПЭТ, как и стекло, прекрасно (и полностью) перерабатывается. В целом, в настоящее время ПЭТ-упаковка с ее безграничным инновационным потенциалом и широкими возможностями в смысле дизайна рассматривается, скорее, не как конкурент стеклотаре, а как материал, способный открыть совершенно новые рынки и породить абсолютно новые потребительские приоритеты. Одно из основных преимуществ ПЭТ-тары - это та простота, с которой производитель напитков может смонтировать линию по изготовлению ПЭТ-тары прямо на своем предприятии, а такой путь существенно удешевляет тару и, соответственно, весьма привлекателен для производителей пива и напитков. Этим преимуществом руководство ООО «БратскАква» воспользовалось в 2002 году. Тогда на предприятии был впервые введен в эксплуатацию полуавтомат выдува ПЭТ-бутылок. Работа полуавтомата сопровождалась действиями оператора, который вручную отправлял прессформы (заготовки) и принимал на выходе готовые ПЭТ-бутылки. Производительность составляла 10 тысяч бутылок в смену. В настоящее время в связи с ростом объемов производства и продаж безалкогольных напитков возникла необходимость в модернизации производства. Совместно со специалистами и руководством компании автором данного исследования был подготовлен проект внедрения на производство автоматической машины по выдуву ПЭТ-бутылок. |