Особенности деятельности предприятий пищевой отрасли
Экономика страны состоит из нескольких хозяйственных комплексов, в состав которых входят отдельные отрасли. Важнейшими хозяйственными комплексами являются: топливно-энергетический; аграрно-промышленный; химико-лесной; металлургический; машиностроительный; оборонный. Агропромышленный комплекс (АПК) представляет собой совокупность многих отраслей производств, взаимосвязанных экономически, технологически и организационно. Отрасль является совокупностью предприятий, выпускающих однородную продукцию и входящих в один хозяйственный комплекс. Так, например, в состав пищевой промышленности входят шесть отраслей, каждая из которых состоит из подотраслей. Рассматриваемое нами предприятие относится к пивобезалкогольной подотрасли пищевкусовой отрасли. В дореформенный период АПК был выделен в единый объект государственного управления со специальными государственными органами (система Госагропрома СССР), он включал в себя три сферы: производство сельскохозяйственной продукции, переработку сельскохозяйственного сырья и систему заготовок; материально-техническое снабжение и агросервисное обслуживание сельского хозяйства и других отраслей АПК. В настоящее время основная часть государственной собственности перешла в руки новых хозяйствующих субъектов, стала частной, и выполнять непосредственные функции управления агропромышленным производством исполнительные органы уже не вправе. Государственное регулирование АПК предполагает воздействие на социально-экономические процессы (распределение, обмен и потребление) как в государственном, так и в негосударственном секторах преимущественно экономическими методами (ценовой, финансовый, налоговый и кредитный механизмы), предписывающими условия функционирования всех хозяйствующих субъектов рынка. Цели, принципы и функции государственного регулирования изложены в Законе «О государственном регулировании агропромышленного производства» и других нормативно-законодательных актах. Государственное управление АПК как экономическая категория может выступать в двух формах: прямого и косвенного (рисунок 1.4) [15].
Рисунок 1.4 Система государственного управления в АПК За последние несколько лет пищевая промышленность России показала стабильную динамику роста, которая поддерживается возрастающим потребительским спросом, инвестиционной привлекательностью данного сектора, расширением экспортных возможностей и развитием сырьевой базы. Довольно показательный период - 2003-2007 гг. - среднегодовой темп роста производства пищевой продукции в России составил 105,4% [16]. Несмотря на то, что рост агропродовольственного экспорта обгонял рост импорта, Россия по-прежнему сохраняет традиционное положение нетто-импортера продовольственной продукции. Например, поставки мяса по-прежнему остаются основной статьей всего агропродовольственного импорта. В структуре российского экспорта продовольствия снизилась доля вывоза масло-семян при расширении экспортных поставок подсолнечного масла. Возросли объёмы экспорта мучных кондитерских изделий, шоколада и продуктов, содержащих какао. Ограничения развития производства пищевых продуктов связаны с: - несовершенством механизма государственного и, прежде всего, таможенно-тарифного регулирования рынка продовольствия; - неразвитостью инфраструктуры производства продукции, особенно в мясомолочном секторе; - зависимостью от импортных поставок сырья и колебаний мировых цен; - недостаточной развитостью сырьевой базы и сохранением проблемы поставок качественного сырья на переработку; - незавершенностью работы по разработке технических регламентов.[17] К конкурентным преимуществам российской пищевой отрасли относятся: · быстрый и устойчивый рост рынков и их большие масштабы, как существенные факторы инвестиционной привлекательности отрасли; · обновление в среднем по отрасли свыше половины производственных мощностей; · динамичное развитие вспомогательных и обслуживающих производств (тара и упаковка, логистические и маркетинговые услуги) [18]. Планирование деятельности на предприятиях пищевой промышленности имеет огромное значение. Выпуск продукции пищевых предприятий тесно связан со сбытом, поскольку выработанная, но не реализованная вовремя продукция представляет собой возвратные отходы производства. Как готовая, так и незавершенная продукция пивобезалкогольной отрасли исключает возможность слишком длительного хранения. Кроме того, производственный процесс на таких предприятиях является непрерывным, и вмешательство в него, с точки зрения оперативного управления, практически невозможно. То есть регулирующие воздействия можно осуществлять лишь до запуска партии в производство. |