Основные направления повышения эффективности в виноделии
Основными исходными данными для разработки производственной структуры предприятия являются сведения о количестве и видах сырья, спрос на продукцию, наличие производственных мощностей по выработке каждого вида продукции, договоры на поставку продукции, возможность обеспечения необходимой тарой, фонды ресурсов и материалов. На основе перечисленных данных и требований специалисты предприятия разрабатывают производственную структуру. Следует согласиться с мнением Кубланова М.С. [17], что сложность составления производственной структуры обуславливается такими специфическими особенностями, как экономическое назначение выработанной продукции и характер переработанного сырья, потребность в трудовых ресурсах и их квалификационный состав, технический и организационный уровень производства и другие. Для нахождения варианта оптимальной производственной структуры нужна расчетная методика, которая позволила бы из множества возможных вариантов выбрать один, являющийся наилучшим, то есть оптимальным с точки зрения определенного критерия. По мнению Иванова В.Н. [14], найти оптимальный вариант производственной структуры из множества других допустимых - задача математическая, задача на отыскание математического оптимизма. Она относится к числу задач, в которых определяются оптимальные значения многих переменных при наличии ряда многообразных ограничений. Задачи на определение оптимальных вариантов принадлежат к классу оптимизационных задач, в которых требуется найти максимальное или минимальное значение некоторой функции в условиях заданных ограничений. Для решения этих задач разработаны достаточно простые и эффективные экономико-математические методы, при помощи которых практически могут решаться некоторые виды задач оптимального планирования [26]. В оптимальном планировании выпуска продукции большое значение, по нашему мнению, имеет формулировка критерия оптимальности, в соответствии с которым, решается поставленная задача, так как план использования ресурсов, оптимальный при одном критерии может оказаться далеко не оптимальным при другом. В качестве критерия оптимальности моделей оптимизации производственной структуры, могут использоваться различные показатели, как натуральные, так и стоимостные. К натуральным - можно отнести максимум продукции, максимум выпуска продукции в заданных соотношениях; к стоимостным - максимум валовой, товарной, чистой продукции, максимум выручки и другие. Цель хозяйственной деятельности - получение не прибыли, как это принято считать, а дохода (выручки), который должен перекрывать понесенные издержки. Поэтому из всех выше названных показателей лучшим критерием оптимальности в оптимизационных моделях, по нашему мнению, является максимум выручки, т. п. максимизация выручки обеспечивает выбор такого варианта развития производства и реализации, который требует снижения производственных затрат, при стабильном уровне рентабельности. При анализе ситуации, складывающейся на предприятиях отрасли РФ, их финансово-экономического состояния, напрашивается закономерный вывод - устоят и будут набирать темпы те предприятия, где осознали, что главное не ожидание государственных послаблений, щедрых инвесторов и льготных кредитов, а способность предприятия развиваться на основе производства и реализации своей продукции и поддержки местных органов. Сегодня на первый план выдвигаются специалисты по маркетингу и финансам, которые основным показателем работы считают отдачу на вложенный капитал. Маркетинговые исследования представляют собой сложный многогранный процесс, охватывающий различные стороны рынка, требующий постоянного изучения, анализа и прогнозирования спроса и предложения [12]. По мнению Федосеева В.В. [34], перед маркетингом как рыночной концепцией управления стоят следующие задачи: · тщательно и всесторонне изучить рынок, спрос, вкусы и желания потребителей; · приспосабливать производство к этим требованиям, выпускать товары и оказывать услуги, соответствующие спросу; · воздействовать на рынок, общественный спрос в интересах фирмы. Названные задачи определяют следующие функции маркетинга: · аналитическая. Включает изучение рынка, изучение потребителей, изучение фирменной структуры рынка, изучение структуры товара, изучение внутренней среды предприятия; · производственная. Предполагает организацию производства новых товаров, организацию материально-технического снабжения, управление качеством и конкурентоспособностью товарной продукции; · сбытовая. Имеется ввиду, организация движения товаров, проведение товарной политики, организация сервиса, проведение ценовой политик; |