Описание распределения населения какой-либо экономической группы с помощью различных моделей
Yij - среднедушевые расходы i-й семьи на j-й комплект товаров и услуг. Предполагается, что существует небольшое число k-типов потребительского поведения и различия в структурах потребления внутри j-го типа носит случайный характер и значительно ниже различия структур между классами. Таким образом, i-е домашнее хозяйство характеризуется векторами Yi (вектор потребительского потребления) и Zi (вектор описательных переменных). Бюджетное обследование домашних хозяйств первоначально рассматривается 20 переменных, описывающих условия жизнедеятельности семьи, среди которых выделено 5 переменных: Z1 - тип поселения; Z2 - среднедушевой доход; Z3 - сфера занятости главы семьи; Z4 - общее число членов семьи; Z5 - возраст семьи. Потребительское поведение описывается 98-ю показателями, объединенными в восемь групп, определяющих удельный расход семьи на следующие товары и услуги: Y1 - продукты питания; Y2 - одежда и обувь, Y3 - промышленные товары, включая предметы длительного пользования, Y4 - культура, отдых и спорт, Y5 - медицина, Y6 - бытовые услуги, Y7 - денежные сбережения, Y8 - недвижимость и предмет роскоши. Решение проблемы типологии потребления включает следующие основные задачи: 1. Разбиение исследуемой совокупности семей Ci на некоторое, заранее неизвестное число k типов потребительского поведения. Проверяется гипотеза, что существует несколько типов потребительского поведения, т.е. сгустков наблюдений в p-мерном пространстве, который предстоит выявить, не имея обучающих выборок. Таким образов имеет место задача кластерного анализа при неизвестном числе кластеров. . Выявление типообразующих признаков в пространстве исходных показателей, описывающих условия жизнедеятельности i-ой семьи. Знание таких показателей позволяет с достаточной точностью решить задачу отнесения семьи Ci при неизвестном векторе к одному из типов потребительского поведения. 3. Построение функций потребительских предпочтений или функции полезности для каждого типа потребительского поведения. Функция позволяет выявить закономерности, связывающие объемы потребления y(L)-разных благ с их розничными цехами и доходами. - вектор средний внутри класса - центр класса близок к оптимальному. 4. Анализ динамики структуры исследования совокупности семей в пространстве Z типообразующих признаков. 9. С помощью каких методов и на базе каких исходных данных решается задача выявления основных типов потребительского потребления. Ответ: Имеются данные о структуре и объемах потребительских расходов n-российских семей в виде выборки y1, y2, …, yn. Исходная информация для задачи: 1) бюджеты домашних хозяйств; ) RLMS - данные бюджетов 4 тыс. семей за 199602000 гг. Пусть имеется выборка из генеральной совокупности семей объемом n, законы распределения которой описываются смесью как нормальных законов, причем k-неизвестных с функцией плотности вида: , где известный вектор θ включает все неизвестные параметры модели: θ (k, π1, … πk-1, а(1), …, а(к), ∑(1), …, ∑(к)). Требуется по выборке Vn получить наилучшие оценки вектора θ, а также предложить такое правило классификации , которая позволила бы классифицировать имеющиеся n-наблюдений по -типов потребительского поведения с наименьшей вероятностью ошибки классификации. При этом предполагается, что каждый тип потребительского поведения описывается многомерным нормальным распределением с параметрами (а(j); ∑(j)). |