Анализ и нормирование опасных и вредных факторов
Главный резерв улучшения экологии городов заключается в повышении экономичности двигателей. Оптимизированный расход масла на угар и расход топлива снижает нагрузку на окружающую среду. Основными эксплуатационными факторами, влияющими на уровень вредных выбросов двигателей, являются факторы, характеризующие состояние деталей цилиндро-поршневой группы . Повышенный износ деталей цилиндро-поршневой группы и отклонения от их правильной геометрической формы являются причиной увеличения концентрации токсичных компонентов в отработавших и картерных газах. Ближе к 100 тысячам километров пробега дымность и токсичность автомобильных выбросов повышаются. Если же учесть наше исконное пыльное бездорожье да типичное разгильдяйство при сборке отечественных автомобилей, то эту цифру можно смело уменьшать. Сегодня нужды эксплуатации при поддержании парка в работоспособном и экологически чистом состоянии невозможно сбалансировать капитальными ремонтами. По некоторым данным автомобильный парк России изношен на 70%. Не возможно в ближайшее время повысить качество отечественных двигателей или установить каталитические нейтрализаторы на все автомобили. Бесспорно, что количество вредных для человека и окружающей его среды примесей в отработавших и картерных газах, зависит прежде всего от качества и организации рабочего процесса и расхода масла на "угар" Именно масло составляет 30-40% "твёрдых частиц". Для снижения токсичности выбросов отечественных автомобилей целесообразно организовать периодический контроль автомобилей на токсичность и углублённый текущий ремонт цилиндро-поршневой группы. Дополнительные затраты на организацию периодического контроля автомобиля на токсичность и ремонт цилиндро-поршневой группы пренебрежимо малы даже по сравнению с экономическим эффектом, который можно получить за счёт прямой экономии масла, не считая эффекта по снижению ущерба в следствие ограничения выбросов вредных веществ. Технологические и эксплуатационные пути снижения токсичности автомобильных выбросов в той или иной степени являются затратными. Затраты на использование газа в качестве моторного топлива окупаются прямым экономическим эффектом в виде сокращения расходов на горючесмазочные материалы (газовое топливо не смывает масляной плёнки с внутренней поверхности цилиндров при холодном запуске и значительно уменьшает нагарообразование в камере сгорания), а токсичность выбросов уменьшается в 4-5 раз. Технологические и эксплуатационные пути снижения токсичности, основанные на инновационных технических разработках, эффективны для двигателей с любым видом топлива Основным критерием установления нормативов ПДК для оценки качества атмосферного воздуха является воздействие содержащихся в воздухе является воздействие содержащихся в воздухе загрязняющих примесей на организм человека. ПДК выбросов автотранспорта по СО составляет 5 мг/м3. В ходе ранжирования территории в зависимости от концентраций СО (Ксо) в Петербурге выделены экологические зоны: I зона - 25,1-35,0; II зона - 15,1-25,0; III зона - 5,1-15,0 (мг/м3). Более 75% территории относятся к I зоне и характеризуются превышением ПДК(со) в 5-7 раз, что квалифицируется как опасное загрязнение воздуха выше критического. |