Анализ и нормирование опасных и вредных факторов
по Евро-3 выбросы: СH до 0,2 г/км, CO до 2,3 г/км и NOy до 0,15 г/км; по Евро-4 выбросы: СH до 0,1 г/км, CO до 1,0 г/км и NOy до 0,08 г/к. В некоторых регионах вводятся ограничения на движение большегрузного автотранспорта. Для количественной оценки содержания примеси в атмосфере используется понятие концентрации - количества вещества, содержащегося в единице объема воздуха, приведенного к нормальным условиям. Количество атмосферного воздуха - это совокупность его свойств, определяющих степень воздействия физических, химических, биологических факторов на людей, растительный и животный мир, а также на материалы, конструкции и окружающую среду в целом. Качество атмосферного воздуха считается удовлетворительным, если содержание примесей в нем не превышает предельно допустимой концентрации - максимальной концентрации примесей в атмосфере, отнесенные к определенному времени осреднения, которые при периодическом воздействии или на протяжении всей жизни человека не оказывает на него и на окружающую среду в целом прямого или косвенного воздействия, включая отдаленные последствия. Под прямым воздействием понимается нанесение организму человека временного раздражающего воздействия, вызывающее ощущение запаха, кашель, головную боль. При накоплении в организме вредных веществ выше указанной дозы могут возникать патологические изменения отдельных органов или организма в целом [12]. Под косвенным воздействием понимаются такие изменения в окружающей среде, которые, не оказывая вредного влияния на живые организмы, ухудшают обычные условия обитания: поражаются зеленые насаждения, увеличивается число туманных дней. В России ещё нет реального осознания надвигающейся опасности коллапса в наиболее нагруженных участках автомобильных дорог. Даже такие факты как разница в 4-5 лет между средней продолжительностью жизни москвичей и жителей других регионов по причине чрезмерного загрязнения окружающей атмосферы выбросами автомобильных двигателей или достижение экологического ущерба от автомобилизации нашей страны к 2010году в 6 миллиардов долларов мало волнуют наши власти. Российские власти обещают через 12 лет уменьшить количество автомобильных выбросов в 10 раз не смотря на рост автомобильного парка [19]. Вероятнее всего, что это будет делаться путём перевода автомобильных двигателей на газ и установку каталитических нейтрализаторов. Двигателям внутреннего сгорания (ДВС) более 100 лет, но ничего лучше для автомобилей в ближайшие десятилетия вряд ли будет придумано. Однако возможностей для совершенствования ДВС предостаточно. Об этом свидетельствует огромное количество конкретных разработок, касающихся повышения экологичности автомобильных двигателей. Поэтому, прогресс автомобильных двигателей будет выражаться в их качественном улучшении и совершенствовании их техобслуживания. Пока водород станет основным источником энергии для автомобилей, а это произойдёт через несколько десятилетий, в ближайшее десятилетие необходимо внедрять самые значимые инновационные технические разработки, чтобы приблизить экологичность 30-миллионного парка, изношенного на 70%, к экологическому стандарту Евро-3. Поэтому, достаточно сделать достоянием широкой общественности самые значимые инновационные технические разработки и отслеживать их продвижение. При этом необходимо будет отдавать предпочтение тем инновационным решениям, которые позволят снизить токсичность как отработавших, так и картерных газов. Эти разработки будут эффективны и при переводе двигателей на газ, и на гибридных двигателях, и на двигателях с каталитическими нейтрализаторами. С целью снижения экологической нагрузки на окружающую атмосферу от автомобильных двигателей в городах будут развиваться метро и трамвай, будет усиливаться экологический контроль автотранспорта, будет вводиться ограничения движения личного автотранспорта, будет развиваться дорожная сеть. Однако, уже сегодня необходимо внедрять новые технические решения, повышающие экологичность и экономичность ДВС. |