Таблица 1.3 Достоинства и недостатки практики формирования и развития трудового потенциала [30, c. 32]
№ |
Этапы |
Достоинства |
Недостатки |
1 |
Формирование |
|
Российские корпорации |
Функции по привлечению персонала передаются профессиональным кадровым агентствам |
Часто величина необходимого трудового потенциала определяется без учета стратегии компании |
| |
Развивается сотрудничество с вузами, патронаж, участие в разработке учебных программ, студенты привлекаются на практику и стажировку |
Практически отсутствует анализ качественных характеристик имеющегося трудового потенциала |
| |
Больше внимания уделяется адаптации новых сотрудников, формированию корпоративной культуры |
Недостаточно внимания уделяется маркетингу персонала и анализу рынка труда |
| |
Использ. нестанд. методы: экспертные группы, фрилансеры, временный персонал, аутстаффинг и аутсорсинг, нестанд. режим раб. времени и др. |
Не всегда учитываются менталитет сотрудников и особенности территориального рынка труда |
|
Зарубежные корпорации |
Больш. вним. удел. формир. имиджа работодателя, анализу рынка труда |
Ограниченный доступ к высшим должностям сторонних сотрудников |
| |
Используется тесты, письменные задания при отборе кандидатов, что позволяет отобрать лучших |
Ограничения в использ. этого метода в связи со спецификой ряда специальностей (например, требующих коммуникативных навыков) |
2 |
Развитие |
|
Российские корпорации |
Больше внимания и средств стало выделяться на обучение персонала, появление корпоративных университетов, возвращение наставничества |
Результаты обучения часто не отслеживаются и не оцениваются |
| |
Начинают внедряться методы по выявлению резервов развития - пула талантов |
Отсутствует планирование карьеры сотрудников, определение приоритетных направлений развития |
| |
Начинает преобладать интенсивный путь развития трудового потенциала, т.е. изменения его качественных характеристик, что особенно важно в условиях минимизации издержек на персонал |
Часто руководство пытается компенсировать недостаток численности персонала максимальным использованием возможностей сотрудников, что часто ведет к перегрузкам и овертаймам |
|
Зарубежные корпорации |
Постоянное развитие персонала является частью корпоративной культуры |
Часто используются программы обучения без адаптации к местным особенностям расположения структурного подразделения компании |
| |
Наличие в структурах компаний корпоративных университетов |
Большие средства вклад. в развитие менеджеров высшего звена |
| |
Широко распространена практика сертификации работы с персоналом | |
Нужно отметить, что деятельность менеджеров по управлению персоналом в крупных компаниях России достигла значительных успехов, и главный из них - изменилось отношение к затратам на развитие персонала, они стали пониматься как инвестиции, способные принести положительный экономический эффект в будущем, выражающийся не только в увеличении доходов, но и в повышении лояльности и мотивации сотрудников.