Методы совершенствования системы управления предприятием
В советские времена качественным товаром можно было считать товар, соответствующий установленным стандартам. Однако стандарты несовершенны, быстро устаревают и составляются людьми, у каждого из которых имеется собственная точка зрения. Такое понятие качества не соответствует рыночным условиям. В рыночной экономике общими требованиями к качеству являются нужды и требования потребителей. Если товар удовлетворяет их - он является качественным. Таким образом, качество - есть способность товара или услуги наилучшим образом удовлетворять потребности людей. Важность определения качества с позиций рынка можно пояснить с помощью простого примера. Может ли считаться качественным стул с ножками разной длины? С точки зрения стандартов на производство мебели - очевидно нет. Однако, такие стулья можно ставить на ступенях, например, в театральном зале. И в этом случае они вполне могут считаться качественными и при этом их не надо переделывать для использования (укорачивать ножки). После определения понятия "качество" и решения вопроса о том, каким образом его можно идентифицировать в современных условиях, возникает главный вопрос - как можно обеспечить стабильное высокое качества товаров или услуг (то есть высокую степень соответствия ожиданиям и требованиям клиентов)? Для обеспечения стабильного качества любой компании необходима стратегия качества. В центре стратегии качества концентрация на клиентах и их потребностях, которые являются критерием качества. Концентрация в данном случае означает, что, принимая любое решение в управлении фирмой, необходимо принимать во внимание то, как оно отразится на удовлетворенности клиентов организации. Обеспечению качества служат принципы менеджмента качества международных стандартов серии ISO. Сертификация в системе ISO необходима предприятиям, имеющим рынки сбыта за пределами РФ или предполагающим расширение сбыта своей продукции, товаров или услуг за рубежом. Наличие сертификата в системе стандартов ISO является обязательным условием сотрудничества с партнерами большинства европейских стран. В связи с вступлением России в ВТО в ближайшее время намечается тенденция введения обязательной сертификации для эффективного сотрудничества предприятий малого и среднего бизнеса. Однако, все требования международного стандарта являются общими и предназначены для применения любыми организациями, независимо от количества сотрудников, выпускаемого продукта, не зависят от какой-либо конкретной отрасли. Внедрение системы менеджмента качества по стандартам ISO имеет свои преимущества независимо от формы собственности и отраслевой принадлежности предприятия. Наличие сертифицированной системы позволяет предприятию: - повысить уровень качества продукции или услуг; - увеличить объем сбыта продукции; - снизить непроизводительные затраты (потери при производстве, брак, рекламации); - повысить имидж компании в глазах иностранных и российских партнеров, инвесторов; - увеличить конкурентоспособность продукции; - повысить инвестиционную привлекательность и получить возможность получения льготных кредитов; - формировать общественное мнение о стабильном и прочном положении предприятия на рынке; - предоставить возможность получения государственного, муниципального, или городского заказа на производство работ и услуг. Внедрение системы менеджмента качества ISO имеет свои преимущества и для собственников бизнеса, по следующим причинам: - увеличение стоимости компании. При наличии у организации сертификата ISO 9001, повышается ее стоимость на рынке. Стоимость компании увеличивается в среднем на 10-15% - повышение управляемости бизнеса. Внедрение системы менеджмента качества позволяет оптимизировать организационную структуру управления и повысить ее эффективность и прозрачность ИСО (ISO) - это аббревиатура названия Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization или ISO).серии 9000 - серия международных стандартов по обеспечению качества, в которых изложены требования к системам менеджмента качества организаций, к проведению их аудита, основные положения и термины, рекомендации по улучшению деятельности организации. Семейство стандартов ISO 9000 ведет свою историю с 1987 года, когда Международная Организация по Стандартизации утвердила первую версию универсальных стандартов сертификации систем качества: ISO 9000 /87. За основу при разработке стандартов ISO 9000 были приняты стандарты, использовавшиеся министерством обороны США для оценки систем обеспечения качества поставщиков оборонной продукции. Методологической базой стандартов стал подход Управления комплексным качеством (TotalQualityManagement). |