Стратегическое планирование предприятия
Метод, который используют для диагностики внутренних проблем, называют управленческим обследованием. Оно основано на комплексном исследовании различных функциональных зон организации и в зависимости от поставленной задачи может быть методически простым или более сложным. Для целей стратегического планирования в обследование рекомендуется включить пять функциональных зон: маркетинг, финансы (бухгалтерский учет), производство, персонал, организационную культуру и имидж организации. сар-анализ- это анализ стратегического разрыва, позволяющий определить расхождение между желаемым и реальным в деятельности организации. По данной методике оценивается желаемое состояние организации (уровень ее стратегических притязаний) и реальное (что может фактически добиться организация, не меняя свою нынешнюю политику). При этом разрабатывается стратегия организации, направленная на ликвидацию данного разрыва.[5] Процесс оценки стратегической ситуации включает три стадии (этапа): . Сбор информации о настоящем положении организации. . Анализ отклонений от запланированного состояния. . Проектирование сценария. На первой стадии производится сбор информации о профиле организации с учетом состояния внешней среды. Профиль - это комплексная оценка организации, характеризующая ее специализацию, организационно-технический уровень, систему управления и организационную культуру. При сравнении профиля организации с формированием развивающейся (изменяющейся) внешней среды необходимо проанализировать (с позиций настоящего времени и обозримого будущего) влияние на организацию со стороны общества и наоборот; технологическую среду организации, и технологические тенденции на ее рынке; экономическую среду и экономическую политику организации; структуру взаимосвязей со средой, входящие и выходящие коммуникации; характер законодательных ограничений и политического воздействия на деятельность организации. Центральное место на второй стадии процесса анализа стратегической ситуации отводится анализу ее сильных и слабых сторон. На третьей стадии разрабатывается сценарий будущего образа организации и путей его достижения с учетом вновь открывающихся возможностей и угроз. Такой сценарий позволит выявить организационные, технологические и маркетинговые качества организации, которые обеспечат использование возможностей и дадут ей шанс избежать потенциальных угроз. Проанализировав внешние опасности и новые возможности, приведя в соответствие с ними внутреннюю структуру, руководство организации может приступить к выбору стратегии. [17] Выработка стратегии организации Выбор стратегии - центральный момент стратегического планирования. Совершенно очевидно, что к одной и той же цели можно двигаться различными способами (например, можно наращивать прибыль путем снижения издержек, или простым увеличением цены, или путем увеличения спроса, повышая полезность для потребителя, производимого организацией продукта, и т. д.) Выбор способа достижения цели и будет являться решением по поводу стратегии организации. Выбор стратегии означает выбор средств, с помощью которых организация будет решать стоящие перед ней задачи. [6] Определение стратегии для организации принципиально зависит от конкретной ситуации, в которой она находится. |