Стратегическое планирование предприятия
Альтернативность - важнейшая отличительная черта процесса планирования стратегии, связанная с необходимостью вести постоянный стратегический выбор. Основными элементами этого выбора являются миссия и цели, стратегии, стратегические задачи, программы, ресурсы и способы их распределения. [16] Понимание взаимосвязи элементов стратегического выбора важно для осознания сложности процесса планирования стратегии и необходимости создания системы стратегического управления, помогающей преодолеть эти сложности. Стратегии разрабатываются с целью реализации миссии и целей организации. Стратегические задачи связаны с проблемами, которые возникают как во внешней сфере организации, так и внутри нее при реализации выбранной организацией стратегии. Выбор миссии и целей организации является первым и самым ответственным решением при стратегическом планировании. Миссия и цели служат ориентирами для всех последующих этапов планирования и одновременно накладывают определенные ограничения на направления деятельности организации при анализе альтернатив развития.[7] Виды анализа среды организации Часто организации не в состоянии оптимально распределять свои ресурсы для удовлетворения требований рынка, поэтому первостепенной задачей для них является точная оценка своих сил и средств при формировании стратегии. Наиболее известными методами анализа стратегических возможностей организации являются: • ситуационный анализ; • step-анализ; • SWOT-анализ; • Сар-анализ. Сущность методики ситуационного анализа состоит в последовательном рассмотрении элементов внешней и внутренней среды и оценке их влияния на возможности организации. [8] Внешний ситуационный анализ - это рассмотрение информации о состоянии экономики в целом (факторы макросреды) и об экономическом положении данной конкретной организации. Внутренний ситуационный анализ - это оценка ресурсов организации по отношению к окружающей среде и ресурсам основных конкурентов (факторы микросреды). steр-анализ - представляет собой методику анализа ключевых элементов макросреды организации: - социально-демографических факторов (например, возраст и образованность населения и проч. - экономических факторов (сложившаяся динамика цен и налогов); технико-технологических факторов (появление новых материалов и технологий); правовых факторов (развитие законодательства в области рекламы, товарных знаков, защиты потребителей); экологических факторов (требования к экологической чистоте и проч.); политических факторов (возможности протекционизма); этических факторов (нравственные и моральные нормы общества и проч.). Анализ направлен на оценку существенных изменений и новых тенденций в макросреде организации, а также на определение их значимости для организации. Наибольший интерес для анализа стратегических возможностей организации представляет использование методики SWOT-анализа. Суть методики состоит в том, чтобы определить и оценить сильные и слабые стороны организации и соотнести их с возможностями и опасностями (угрозами) рынка. При этом сильные и слабые стороны относятся к внутренним характеристикам организации, а возможности и угрозы - к внешним факторам, которые организация не может контролировать. Анализ внешней среды позволяет организации своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть поставленных целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности. [11] |