Стратегическое планирование предприятия
Стратегическое планирование - это процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределение с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем. [5] Цели стратегического планирования: утвердить организационную структуру по стратегическому развитию, в которой могут собираться мнения, новые цели и концепции; определить благоприятные и угрожающие бизнесу внешние факторы; подготовить набросок плана для оценки сильных и слабых сторон организации; утвердить основную линию развития, ориентируясь на которую можно проверять различные стратегии; внимательно отслеживать возникающие тенденции, которые могут оказаться жизненно важными для бизнеса; приучать людей мыслить более точно ; разработать краткосрочные решения в рамках долгосрочного плана; [7] Планирование стратегии организации В системе долгосрочного планирования цели претворяются в программы действий, бюджеты (годовой план), планы прибылей, разрабатываемые для каждого из главных подразделений организации. Затем программы и бюджеты выполняются этими подразделениями и определяются отклонения фактических показателей от запланированных. Обычно стратегический план не содержит количественных показателей. Развитие перспективного планирования предусматривает разработку общих принципов ориентации организации на перспективу (концепцию развития), определяет стратегическое направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Если перспективное планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития организации, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач, то разрабатываемые на его основе текущие планы ориентированы на фактическое достижение намеченных целей, исходя из конкретных условий и состояния рынка на каждом данном этапе развития. Текущее (среднесрочное) планирование заключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. Поэтому текущие планы дополняют, развивают и корректируют перспективные направления развития деятельности организации с учетом конкретной обстановки.[13] При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использования ресурсов, внедрения новой технологии. Текущие программы ориентируют оперативные подразделения организации в их повседневной работе, направленной на обеспечение текущей рентабельности; стратегические программы и бюджеты закладывают основы будущей рентабельности, что требует создания специальной системы исполнения. Примерная структура стратегического планирования представлена на рисункеА.1, в ней перечислены необходимые для этого шаги.[9] В принципе, процесс стратегического планирования мало отличается от процесса принятия решений. Здесь также нужно не только принимать решения, но и постоянно решать задачи, связанные с выбором альтернативных действий. Это относится к выбору миссии и целей организации, самой стратегии, распределению ресурсов, выбору стратегических задач. Поиск альтернативных решений во многом обусловлен адаптивным характером стратегического планирования. Адаптируемость - непременное условие стратегического плана - реализуется через ситуационный подход к планированию и предполагает наличие альтернативного плана и стратегии, на которые может переходить организация. Это реакция на перемены, происходящие в ее внешнем окружении.[2] |