Оценка эффективности использования аутсорсинга
Помимо текущих затрат и убытков от возможных рисков необходимо предусмотреть затраты на создание и выполнение процессов по контролю за действиями аутсорсинговой компании и договорную работу. Типичной ошибкой является вывод всей экспертизы функционального направления, что приводит к завышению расходов при оказании услуг. Результатом повышения цены со стороны внешних поставщиков является отсутствие экспертизы по услуге внутри Компании, что приводит к диктату завышенных трудозатрат и цен со стороны поставщиков услуг. Поэтому, при организации сервисной модели нужно предусмотреть определенную компетенцию внутри компании по данному вопросу. Это может быть служба заказчика, которая налаживает сбор требований с бизнес - подразделений и организовывает их передачу аутсорсинговой компании, договорную работу и контроль над возможностью и полнотой реализации сформированных требований. Фактически внутренний анализ эффективности можно разделить на три обособленных части: А) стоимостной анализ оказания услуги; Б) анализ возможных рисков, возникающих при оказании услуги; В) принятие решения о выборе или замене аутсорсинговой компании. А. Стоимостной анализ оказания услуги. Стоимостной анализ оказания услуги позволяет определить стоимость услуги на основании анализа всех составных частей использующихся при ее оказании. Примером анализа стоимости может быть анализ следующих частей: - стоимости ресурсов, включая стоимость управления жизненным циклом ресурса; - стоимости программного обеспечения, включая стоимость управления жизненным циклом программного обеспечения; - стоимости проектов развертывания услуги; - стоимость процессов предоставления услуги; - стоимости процессов поддержки услуги; - стоимости действий по обеспечению контроля качества услуги. Б. Анализ возможных рисков, возникающих при оказании услуги. Стоимостной анализ не дает полной картины экономической эффективности аутсорсинга. Для обеспечения полноты анализа необходимо проанализировать текущие убытки от операционных рисков возникающих при выполнении функций и убытки, которые могут возникнуть от рисков связанных с передачей функций внешнему поставщику. Фактически анализ необходим для возможных убытков, связанных с качеством и надежностью услуг. В данном случае, результаты анализа рисков могут влиять как на "расходную", так и на "доходную" часть анализа. Примером стоимостного анализа рисков связанных с качеством и надежностью являются следующие параметры: - стоимость убытков по причине недостаточного качества услуги; - стоимость убытков по причине отказа в оказании услуги; - сокращение расходов при использовании новых технологий в услуге; - стоимость убытков по причине утечки конфиденциальной информации при оказании услуги; - стоимость потерь в случае утечки конкурентных преимуществ, реализованных в услуге. В случае аутсорсинга риски первые три риска могут влиять на принятие положительного решения по выводу функций на аутсорсинг, поскольку ответственным за данные риски становится поставщик услуг и компания может штрафными санкциями покрывать свои убытки в случае реализации рисков. Тогда как риски последние два риска в случае вывода на аутсорсинг влияют на принятие отрицательного решения. Наиболее правильно при оценке рисков использовать базу убытков, в которой содержится информация об убытках, которые произошли в компании за определенный период. Результатом такой экспертной оценки должна стать информация о вероятностях рисков и средних величинах убытков от них, что позволит определить финансовую составляющую, влияющую на стоимость услуги. |