Стратегический анализ отраслевого рынка
3. Рыночная власть покупателей. В фармацевтической отрасли ни один из источников покупательской - концентрация, хорошая информированность или возможность обратной интеграции - как свидетельствует из анализа отрасли активно никогда не работал. В данной отрасли для многих ЛС, по-прежнему защищенных патентами, полноценных субститутов не существует. Еще один фактор, действующий на потребителя, - "риск неудачи", связанный с конкретным продуктом. У пациентов не хватает информации оценить соперничающие ЛС. Соответственно они не могут определить затраты, возникающие у них в результате неудачного использования лекарства-субститута. Также исторически сложилось, что у многих врачей и пациентов нет стимулов требовать более дешевых аналогов, полагая, что здоровье дороже. 4. Рыночная власть поставщиков. Рыночная власть поставщиков на фармацевтическом рынке достаточно велика. Это объясняется следующим. Доля иностранных производителей в их общем объеме очень большая. Заменителей у многих импортируемых патентованных ЛС нет. Продукция, поставляемая поставщиками очень дифференцирована. Более того, на лицо реальная угроза вертикальной интеграции. Большое число иностранных производителей начали активно осваивать производственный потенциал России, открывая или арендуя производственные площади. Практически все лидеры рынка подписывают договоры с отечественными производствами или сами строят производственные мощности. 5. Заменители. Любой анализ угрозы заменителей должен учитывать все продукты, выполняющие аналогичные функции для потребителей, а не ограничиваться сравнением между собой лишь физически однородных продуктов. В связи с этим субститутами для фармацевтической продукции, если их рассматривать широко, могут стать средства оздоровления превентивного характера, госпитализация людей, БАД и народные средства. Однако, фармацевтическая отрасль исходит из посылки, что одна из основных причин, объясняющих ее рентабельность и рост, - то, что в большинстве случаев фармацевтика представляет более эффективную с точки зрения затрат форму сохранения здоровья, чем госпитализация и народные методы. Что касается БАД, то за 10 лет их присутствия на российском рынке они все чаще применяются вместе с лекарственными препаратами для лечения и профилактики различных заболеваний. Доля БАД российского производства в их общем объеме на рынке РФ составляет 70%. И они представлены в более широком ассортименте по сравнению с импортными. В первом полугодии 2009 года объем продаж БАД вырос на 24% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.
Перейти на страницу: 1 2
|