История корпорации
В 1961 году завод получил необычное задание: изготовить спутник для передачи программ телевидения и дальней двусторонней многоканальной телефонной и фототелеграфной связи «Молния-1». Запуск спутника в апреле 1965 года прошел успешно. Впервые в мире появилась спутниковая связь, и жители Владивостока получили возможность смотреть московское телевещание. Всего на заводе изготовили восемь спутников «Молния». Первая станция «Луна-1», или «Мечта» (Е1), запущенная в январе 1959 года, пролетела рядом с Луной. «Луна-2» (Е1А), стартовавшая в октябре 1959 года, доставила на поверхность Луны советский вымпел. Станция «Луна-3» (Е2А) сфотографировала обратную сторону Луны и передала снимки на Землю. С конца 1965 года к работам присоединилось ОКБ им. С. А. Лавочкина, которому позже передали эту тематику. В январе 1966 года в путешествие отправилась станция «Луна-9», которая совершила мягкую посадку на Луну и передала на Землю снимки с поверхности ее естественного спутника. В 1960 году С.П. Королев утвердил график создания космических станций для полетов к Венере и Марсу. Сроки пусков этих аппаратов определялись астрономическими датами оптимального взаимного положения планет. Пускам предшествовали статические и динамические проверки конструкции, отработка системы посадки на планеты, комплексные испытания в КИС. Первую станцию для полета к Марсу и посадки на Красную планету (1М) после автономных испытаний на заводе в августе 1.960 года отправили на ТП. Она стартовала в начале октября 1960 года. Для полета на Венеру завод изготовил вариант станции 1ВА. В 1960-1965 годах завод сделал 19 межпланетных станций 2MB, ЗМВ. Станция «Зонд-3» (ЗМВ № 3), запущенная в июле 1965 года в сторону Марса, сфотографировала обратную сторону Луны. В ноябре 1965 года стартовали АМС «Венера~2» (ЗМВ № 4), которая пролетела рядом с Венерой, и «Венера-3» (ЗМВ № 1), доставившая на поверхность Венеры вымпел нашей страны. В 1960 году вышло постановление правительства «О создании мощных ракет-носителей, спутников, космических кораблей и освоении космического пространства в 1960-1967 годах». В нем говорилось о необходимости развития этой отрасли науки и техники, распределялась ответственность между предприятиями за отдельные направления работы. С этого времени ОКБ-1 и завод № 88 перешли к проектированию, изготовлению и запускам пилотируемых кораблей. Разработчикам пришлось решать множество научно-технических задач, в первую очередь обеспечения жизнедеятельности и безопасности полетов космонавтов. В 1959 году завод приступил к созданию корабля «Восток». В Завокзальном районе, на территории бывшего НИИ-58 было организовано второе производство предприятия для изготовления и заводских испытаний кораблей и спутников. Его возглавил Г.Я. Семенов. С декабря 1960 года на заводе действовало разработанное по инициативе С. П. Королева «Положение по ЗКА», которое определяло порядок изготовления и заводских испытаний пилотируемых изделий. Запрещались вариантность изделий, изменение технологии сборки и испытаний, применение деталей, узлов, имеющих отступления от техдокументации и техпроцессов. апреля 1961 года Юрий Гагарин на корабле «Восток» совершил первый виток вокруг Земли. Сбылась давняя мечта С.П. Королева. Это событие навеки останется величайшим достижением человечества. За успешное выполнение этого полета многие сотрудники ОКБ-1 и завода получили государственные награды. Директору Р.А. Туркову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. На кораблях «Восток» совершили полеты Г.С. Титов, А.Н. Николаев, П.Р. Попович, В.Ф. Быковский, В.В. Терешкова. На пилотируемых кораблях резко возросло количество приборов и кабелей, антенн, датчиков, высокоточных механизмов и приводов, реактивных двигателей малой тяги, наземного испытательного оборудования разработки ОКБ-1. В 1963 году было организовано приборное производство, которое возглавил И.Б. Хазанов. Затем появились трехместный корабль «Восход» (ЗКВ) и двухместные корабли «Восход-2» (ЗКД) для выхода космонавтов в космос. В октябре 1964 года стартовал корабль «Восход» с летчиками-космонавтами В. М. Комаровым, К. П. Феоктистовым, Б. Б. Егоровым. В марте 1965 года экипаж корабля «Восход-2» - космонавты П. И. Беляев и А. А. Леонов - впервые в мире осуществил выход в открытый космос. На базе корабля «Восток» был создан автоматический спутник-разведчик «Зенит-2». В1961-1964 годах завод изготовил 15 кораблей «Зенит-2». На смену кораблям «Восток» и «Восход» пришел космический корабль «Союз» (11Ф615). Вначале (1960) он предназначался для облета Луны, а позже (1965) - для доставки и возвращения экипажей с орбитальных станций. Пуск первого корабля «Союз» в беспилотном варианте состоялся в ноябре 1966 года. |