История корпорации
Свое нынешнее имя город Королев получил в 1996 году. А до этого он назывался Калининградом и относился к закрытым объектам. Его история началась в далеком 1918 году, когда правительство приняло решение эвакуировать Петроградский орудийный завод в Подмосковье. Местом новой дислокации стал бывший казенный завод «военных самоходов» (автомобилей) у полустанка Подлипки. В октябре 1918 года первый эшелон со 112 рабочими из Петрограда прибыл на новое место. Строительство заводских корпусов и рабочего поселка шло в очень тяжелых условиях. В 20-е годы на заводе делали пушки. В 1921 году Московскому орудийному заводу присвоили имя М.И. Калинина, так как на нем будущий «всесоюзный староста» работал шлифовщиком в 1911-1912 годах (в Петрограде). В 1928 году дачные Подлипки получили статус рабочего поселка, а в 30-е годы завод стал ведущим предприятием по разработке и производству противотанковой, танковой и зенитной артиллерии. В 1931 году директором завода назначили талантливого организатора И.А. Мирзаханова, который позже стал заместителем наркома вооружения, В декабре 1938 года рабочий поселок, где проживали 28 тысяч человек, преобразован в город Калининград. В январе 1939 года «за исключительные заслуги перед страной в деле вооружения Рабоче-крестьянской Красной армии, создания и освоения новых образцов вооружения» завод наградили орденом Ленина, а в мае 1941 года - орденом Трудового Красного Знамени. Осенью 1941 года завод № 8 эвакуировали на Урал - в Свердловск, Молотов и Воткинск. В Подлипках остался филиал, где ремонтировали поступавшее с фронта стрелковое и артиллерийское оружие. В 1942-м на заводе, теперь уже № 88, наладили серийный выпуск зенитных установок, танковых и противотанковых пушек, а также различных орудий для ВМФ. За годы войны здесь выпустили свыше 5 тысяч зенитных установок. Осенью 1942 года на части территории завода в Завокзальном районе разместилось Центральное артиллерийское конструкторское бюро (ЦАКБ), которым руководил выдающийся конструктор В.Г. Грабин. Под его руководством была разработана знаменитая пушка ЗИС-3, а также ряд танковых и самоходных установок. В 1954-м на этой территории создали ЦНИИ-58, где под руководством будущего академика А. П. Александрова проектировали и изготавливали ядерные реакторы. В 1959 году институт вошел в состав королевского ОКБ-1. Пока советские специалисты в Германии занимались изучением трофейных немецких ракет, правительство решало, кто должен заниматься организацией, разработкой и производством нового вида оружия. 13 мая 1946 года вышло историческое Постановление Совета министров СССР № 1017-419сс. И уже через три дня министр вооружения Д.Ф. Устинов подписал приказ о создании на базе Калининградского артзавода № 88 Государственного союзного НИИ-88. В кратчайшие сроки была разработана структура предприятия. 16 августа 1946 года С.П. Королева назначили главным конструктором баллистической ракеты дальнего действия. Вскоре в Подлипки стали прибывать из Германии первые эшелоны с немецкими ракетами. Это был, пожалуй, самый трудный период в жизни предприятия. Следовало очень быстро подготовиться к освоению совершенно новой техники. Экспериментальный цех располагался в освободившемся ангаре аэродрома недалеко от Ярославского шоссе. Опыт работы с артиллерийскими системами помог быстро освоить механическую обработку деталей и узлов, однако изготовление деталей из алюминиевых сплавов, медницкие, клепальные и сварочные операции вызывали определенные трудности. Вскоре в коллектив НИИ-88 влились вернувшиеся из Германии специалисты, освоившие немецкие ракеты. Из Подлипок спецпоезда с техникой отправлялись на полигон Капустин Яр. Летные испытания Фау-2 проходили в СССР в октябре - ноябре 1947 года. Надежность ракет составляла около 64 % из-за низкого качества и несоответствия технологии. Все замечания постарались учесть при создании Р-1 - точной копии Фау-2, но сделанной из отечественных материалов. Одновременно завод приступил к освоению ракет Р-2 с отделяемой головной частью и дальностью полета уже 576 км. В 1951 году на завод начала поступать документация на ракеты следующего поколения - Р-5 и Р-11. Их модификации оснащались ядерными зарядами. Р-5М - первая отечественная стратегическая ракета, положившая начало ракетно-ядерному щиту страны. Вооруженные силы получили малоуязвимое оружие в подвижном варианте на транспортных средствах различного типа (колесные автомобили, гусеничные машины, железнодорожные спецвагоны, надводные корабли). Особо следует отметить Р-11ФМ для подводных лодок. С. П. Королев лично руководил установкой ракеты в шахту подлодки и пуском. Спустя четыре года производство Р-11ФМ передали на машиностроительный завод в Златоуст главному конструктору В.П. Макееву, а Р-5 -- годом позже - на Днепропетровский ракетный завод М.К. Янгелю. |