Управление затратами в условиях финансового кризиса
Целью работы любой коммерческой организации является получение прибыли, повышение эффективности деятельности. И в современных условиях мирового финансового кризиса данные цели продолжают стоять перед менеджментом организации, однако их осуществление затруднено общим спадом экономики, спадом спроса. Научная литература предлагает в качестве путей роста прибыли предприятия рост объемов реализации за счет увеличения количества проданного товара (услуг), однако тенденции современного изменения конъюнктуры рынка не позволяют прибегнуть к этому [17, с. 37]. Общий значительный спад рынка, наблюдающийся на сегодняшний день, стал причиной состояния финансовой неустойчивости или банкротства многих предприятий. В качестве других причин отметим и неправильно выбранную стратегию развития, и неэффективную работу менеджмента. Для вывода компании из состояния финансовой неустойчивости используют универсальные инструменты: снижение затрат, стимулирование продаж, оптимизацию денежных потоков, работу с дебиторами и реструктуризацию кредиторской задолженности [17, с. 39]. Очевидно, что для того, чтобы повысить рентабельность и в дальнейшем увеличить приток денежных средств, необходимо снизить затраты [16, с. 198]. В условиях кризиса сокращение издержек - один из наиболее действенных инструментов, которым предприятие может воспользоваться для стабилизации финансового положения; управление затратами приобретает первостепенное значение по причине повышения сложности (а зачастую, и невозможности) использования других инструментов. Рассмотрим способы снижения затрат более подробно. Основные инструменты, которые применяют в компании в неблагоприятных финансовых условиях, - нормирование всех статей затрат, позволяющее и жесткий контроль исполнения установленных нормативов, - нормирование статей затрат, не является данью советскому директивному прошлому, оно тянет за собой длинную цепочку снижения затрат (так, снижение различных затрат на содержание склада), дает возможность инвестировать во внеоборотные средства ресурсы, освободившиеся вследствие снижения потребности в оборотных средствах [17, с. 174]. Такой подход нельзя назвать революционным, но он приносит ощутимые результаты и позволяет удержать затраты компании на заданном уровне. Для снижения затрат компании в условиях кризиса необходимо следующее: ужесточение процедур авторизации расходов, мотивирование персонала на снижение затрат и сокращение издержек, не связанных с основной деятельностью компании. В рамках перечисленных направлений деятельности нужно выполнить следующие процедуры: - Формирование бюджета компании. Планирование затрат и передача полномочий по управлению ими менеджерам подразделений позволят значительно снизить издержки компании. - buy-lease-back (возвратный лизинг), сделка, при которой собственные основные фонды компании выкупаются лизинговой компанией и сдаются обратно в аренду. Подобные программы широко распространены в Западной Европе, в последние годы растет интерес к ним и в России. - Горизонтальная и вертикальная интеграция. Горизонтальная интеграция предполагает поиск возможностей осуществления закупок совместно с другим покупателем. Увеличение объемов закупки позволит получить так называемые объемные скидки. Вертикальная интеграция подразумевает более тесную работу с поставщиками ключевых наименований сырья и материалов (своевременное исполнение договорных обязательств, финансовая прозрачность). - Анализ возможностей передачи на аутсорсинг дорогостоящих процессов. Следует оценить, какие компоненты выгодно производить самостоятельно, а какие дешевле закупать у других производителей. Аутсорсинг по своей сути дает возможность снижения затрат вследствие снижения себестоимости товара (услуги) при исполнении ее высокоспециализированным на соответствующей сфере предприятием. К примеру, предприятия, имеющие свои котельные, могут передать их в собственность администрации города, поскольку содержание и обслуживание обходились слишком дорого.
Перейти на страницу: 1 2
|