Базовые модели управления
1) Американская модель. Возникновение американской модели связано с деятельностью Генри Форда. По набору признаков - это формальная, технократическая, административная, жесткая модель. В США традиционно упор делался на развитие техники, автоматизации методов управления, а человеческий фактор оставался на втором месте как необходимое и неизбежное приложение. Основные черты этой модели: - фирма рассматривается как закрытая система; - материально-вещественный фактор имеет первостепенное значение; - краткосрочный найм, высокая текучесть кадров; - руководитель в своей работе рассчитывает только на себя; - успех организации лежит внутри её границ; - фирма должна иметь четкую иерархию власти; - условие деятельности фирмы на рынке рассматривается как стабильное в течение длительного времени; - руководитель основное внимание уделяет контролю над выполнением задания. Кроме того, при оценке работника и его продвижении главным являются личные заслуги и качества лидера. Расходы на профподготовку невелики. Между персоналом преобладают формальные контакты. ) Японская модель. Неформальная, социально-психологическая, демократическая, мягкая модель. Разработчик - Уильям Оучи. Основные черты этой модели: - культ труда; - система пожизненного найма; - оплата труда и карьерный рост напрямую зависят от стажа работы; - наличие коллективных ценностей; - система непрерывного обучения без отрыва от производства; - кружки качества. Японцы особое внимание уделяют деталям и мелочам, таким как преданность работников и отождествление себя с корпорацией; создание обстановки доверительности; постоянное присутствие руководства на производстве; система интенсивного общения как на работе так и за ее пределами; совместное владение информацией; высокая трудовая мораль; соблюдение "5 С" (сейри - организованность, сейтон - опрятность, сейсо - чистота, сейкецу - чистоплотность, ситсуке - дисциплина). ) Маркетинговая модель. Основные черты этой модели: - фирма рассматривается как открытая система; - основной фактор внешней среды для фирмы - потребитель; - фирма должна адаптироваться к имеющимся условиям внешней среды; - успешной на рынке будет, та фирма, которая в настоящее время закладывает постоянные предпосылки для будущего успеха. |