Основные рекомендации по улучшению стратегического планирования
Первое предложение связано с организацией долгосрочного планирования и оценки новой техники и применения более совершенных методов финансирования ее внедрения. Сущность этого предложения заключается в том, чтобы разрабатывать долгосрочные планы на 5-10 и даже 15 лет, а учет и контроль новой техники осуществлять не в течение одного года, как в настоящее время, а в течение не менее трех - пяти лет ее эксплуатации. В новом эксперименте делается уклон на осуществление технического перевооружения за счет собственных средств, для чего изменяется порядок формирования фонда развития производства и единого фонда развития науки и техники. Предложено формировать последнее по нормативы в процентах от объема реализации и суммы прибыли. Поэтому и предлагается разрабатывать долгосрочные планы технического развития предприятий на 5-10 и 15 лет с разбивкой по годам с обоснованным формированием размера фондов финансирования исходя не из объема реализации и суммы прибыли, а на основе потребностей каждого предприятия и объединения в новой технике и имеющихся возможностей удовлетворения этих потребностей. Это означает, что сначала необходим обоснованный расчет размера потребностей в новой технике по годам и на перспективу исходя из сроков службы установленного оборудования, состояния морального и физического износа его и перспектив расширения завода. Необходимо также изменить сроки учета и статистической отчетности по новой технике. Для контроля за состоянием освоения новой техники в течение пяти лет предлагается учитывать, кроме объема продукции, себестоимости и прибыли еще и стоимость основных производственных фондов, численность персонала, производительность труда, рентабельность производства. Это обусловлено необходимостью обеспечения сравнимости проекта и введенного в эксплуатацию объекта. Дело в том, что новые производства после реконструкции, расширения и технического перевооружения вводятся в эксплуатацию не сразу целиком, а по отдельным частям, называемым пусковыми очередями и комплексами. Чтобы обеспечить сравнимость, надо учитывать стоимость введенных фондов в сравнении с проектом. Кроме того, нередко проекты пересматриваются, сметная стоимость строительства объекта фактически намного превышается. В этих условиях возникает потребность в обеспечении контроля за стоимостью вводимых производственных фондов и сравнении ее величины со стоимостью фондов, предусмотренной в проекте. Второе предложение обусловлено необходимостью внедрения в хозяйственную практику системы учета и планирования фактических результатов и эффективности всех направлений и видов внедряемой техники. Сущность этого предложения заключается в перестройке системы планирования, учета и соответственно статистической отчетности с условного, нереального, ожидаемого эффекта и промежуточных результатов только от внедрения научно-технических мероприятий, учет и оценку реального, фактического эффекта и конечные результаты, получаемые от всех направлений технического развития предприятий, после внедрения всей техники в производство. Чтобы создать экономические условия для получения высокой фактической эффективности от всех затрат на техническое развитие на базе внедрения прогрессивной техники, необходимо предусматривать в планах, учитывать, оценивать и стимулировать фактический, реальный прирост показателей, и в первую очередь объема продукции и прибыли, полученных за счет внедрения всей новой техники по указанным выше направлениям ее внедрения. Главная цель внедрения новой техники и вообще технического развития предприятия - увеличение выпуска продукции, удовлетворяющей определенные общественные потребности, с меньшими затратами, что в конечном счете необходимо для улучшения благосостояния народа на основе повышения эффективности общественного производства. Все остальные, хотя и очень важные результаты внедрения новой техники, являются промежуточными. Поэтому вся система планирования и оценки технического развития предприятий должна быть сориентирована на снижение себестоимости продукции или рост прибыли и увеличение нужной народному хозяйству высококачественной продукции. Третье предложение предлагает создание на предприятии служб, занятых внедрением новой техники и обеспечивающих высокие темпы и эффективность затрат на техническое развитие. Сущность данного предложения заключается в том, чтобы работники завода, занятые внедрением новой техники, были объединены в специальные службы, главной обязанностью которых было бы ускорение научно-технического прогресса, т. е. обеспечение высоких объемов и темпов внедрения самой прогрессивной техники и повышение ее эффективности. Эти службы должны быть свободны от решения задач текущего производства, т. е. организации выпуска продукции, ремонта оборудования, обеспечения сырьем, контроля за ходом производственного процесса и т. д.
Перейти на страницу: 1 2
|