Сущность, принципы и способы планирования
Внутрифирменное планирование имеет своей целью: а) определение основных направлений и пропорций развития производства с учётом материальных источников его реализации и спроса рынка; б) повышение эффективности хозяйственной деятельности путём обеспечения оптимального использования возможностей и всех видов ресурсов предприятия (корпорации). Планирование включает: определение конечных и промежуточных целей предприятия; определение задач, решение которых необходимо для достижения целей; определение средств и способов решения этих задач, требуемых ресурсов, их источников и способа распределения. Задачи планирования формулируются следующим образом: 1. Конкретизация целей развития предприятия и каждого его подразделения в отдельности на планируемый период. 2. Определение, детализация и координация хозяйственных задач всех подразделений, обеспечивающих достижение целей предприятия. . Определение сроков и последовательности реализации задач подразделений для достижения целей предприятия в целом и отдельных его подразделений (производственных отделений, дочерних компаний и других структурных образований). 4. Определение и выявление материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач и достижения целей предприятия. . Обеспечение скоординированности научных исследований, разработки, производства и сбыта продукции. . Интеграция и согласование процесса планирования с маркетинговой деятельностью предприятия и другими функциями управления (организация, контроль, мотивация) в целях повышения обоснованности принимаемых решений, постоянной корректировки и адаптации показателей производства и сбыта к условиям рынка (в том числе обеспечение оперативного учета конкретного спроса и требований на определенную продукцию). . Разработка комплекса мероприятий по достижению конкретных целей и задач предприятия, его производственных отделений и дочерних компаний с учетом возможностей и наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов. [10] Цикл планирования предпринимательской и иной (некоммерческой) деятельности предприятия в целом состоит из шести взаимосвязанных элементов: . Миссия или предназначение предприятия служит обоснованием его создания и существования. Миссия определяется до начала хозяйственной деятельности и изменяется в редких случаях, когда предприятие принимает решение о полной переориентации своей деятельности. . Принципы, которыми руководствуются в работе все сотрудники, определяют культуру предприятия (корпорации). Принципы редко корректируются. . Провозглашенные перспективные цели и задачи определяют долгосрочные направления деятельности предприятия, рассчитанные на 10-15 лет. . Планируемые параметры эффективности выражают количественные результаты (стратегические цели), которые предприятие планирует достигнуть в установленный плановый период в рамках долгосрочных направлений деятельности. . Стратегии определяют способы достижения заданных параметров эффективности деятельности (целей) предприятия. . Тактика является средством, обеспечивающим реализацию намеченной стратегии. Под тактикой понимают конкретные краткосрочные цели и задачи, выполнение которых рассчитано на 1-3 года.[3] Формы и виды планов промышленного предприятия Классификация всей совокупности планов организации производится по двум главным критериям: по длительности планового периода; по уровням организационного планирования, учитывающим структуру организации. В соответствии с первым критерием планы подразделяются на три группы: • стратегические, подчинённые разработке курса развития организации на длительный период времени; • тактические, содержащие планы действий и методы реализации стратегии организации на среднесрочный период времени; • оперативные, связанные с повседневным выполнением задач и оптимизацией использования привлекаемых организацией ресурсов. [18] По второму критерию планы составляются для: организации в целом; её бизнес-единиц (самостоятельных производственных подразделений); функциональных подсистем Стратегические планы составляются на двух уровнях - для организации в целом и её бизнес-единиц. Менеджеры структурных подразделений и функциональных подсистем несут ответственность за тактическое планирование. Оперативные планы составляют все функциональные системы организации. [12] Таким образом, в этой работе задействованы руководители и менеджеры всех уровней и звеньев организации - от высшего до низового , и это должно обеспечивать конкретизацию стратегических и тактических заданий , а также доведение их до исполнителей, получающие чёткие ответы на вопросы о том, что, где, как, когда и сколько нужно производить продукции, кто будет выполнять работу и какие ресурсы потребуются. планирование стратегический иерархия
Перейти на страницу: 1 2
|