Применение графического метода и симплекс-метода для решения задач линейного программирования
Суть графического метода заключается в следующем. По направлению (против направления) вектора C в ОДР производится поиск оптимальной точки x* = (x1*, x2*). Оптимальной считается точка, через которую проходит линия уровня Lmax (Lmin), соответствующая наибольшему (наименьшему) значению функции L(x). Оптимальное решение всегда находится на границе ОДР, например, в последней вершине многоугольника ОДР, через которую пройдет целевая прямая, или на всей его стороне. Симплекс-метод - алгоритм решения оптимизационной задачи линейного программирования путём перебора вершин выпуклого многогранника в многомерном пространстве. Суть симплекс-метода состоит в следующем: . Находят какое-либо допустимое базисное решение. Его можно найти, приняв какие-либо m-n переменные за свободные, приравняв их к нулю и решив получившуюся систему уравнений. Если при этом некоторые из базисных переменных окажутся отрицательными, то нужно выбрать другие свободные переменные, т.е. перейти к новому базису. . Проверяют, не достигнут ли уже максимум целевой функции при найденном допустимом базисном решении. . Если оптимальное решение не найдено, то ищут новое допустимое базисное решение, но не любое, а такое, которое увеличивает значение целевой функции. Проверку того, достигнут ли при найденном допустимом решении максимум целевой функции, можно сделать путем поиска нового базисного решения. Для перехода к новому базисному решению одну из свободных переменных следует сделать базисной, при этом она будет отличаться от нуля, т.е. возрастет. Следовательно, если какая-либо из свободных переменных входит в выражение для целевой функции со знаком плюс и при ее увеличении целевая функция увеличивается, то максимум целевой функции не достигнут, и данную переменную следует превратить в базисную, сделав ее отличной от нуля. Однако при возрастании свободной переменной некоторые из базисных переменных будут уменьшаться. Поскольку отрицательные значения переменных недопустимы, то в качестве новой свободной переменной следует принять ту из базисных переменных, которая раньше других обращается в нуль. Транспортная задача является задачей линейного программирования. Для ее решения применяют также симплекс-метод, но в силу специфики задачи здесь можно обойтись без симплекс-таблиц. Решение можно получить путем некоторых преобразований таблицы перевозок. Эти преобразования соответствуют переходу от одного плана перевозок к другому. Но, как и в общем случае, оптимальное решение ищется среди базисных решений. Следовательно, мы будем иметь дело только с базисными (или опорными) планами. Так как в данном случае ранг системы ограничений-уравнений равен то среди всех неизвестных выделяется базисных неизвестных, а остальные · неизвестных являются свободными. В базисном решении свободные неизвестные равны нулю. Обычно эти нули в таблицу не вписывают, оставляя соответствующие клетки пустыми. Таким образом, в таблице перевозок, представляющей опорный план, мы имеем заполненных и · пустых клеток. симплекс графический программирование Задание Решить задачу линейного программирования графическим методом.
Решить задачу линейного программирования симплекс-методом, сформулировать и решить двойственную к исходной задаче. |