Нормативно-правовое регулирование государственной гражданской субъектов РФ
Одним из главных направлений реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации в современных условиях является формирование системы государственной службы Российской Федерации как целостного государственно-правового института. Говоря о государственной службе Российской Федерации как государственно-правовом институте, следует, прежде всего, рассмотреть ее законодательную базу. Законодательство о государственной службе образует, прежде всего, нормы права, т.е. нормативные правовые акты, регулирующие ее организацию и правовое положение государственных служащих. В настоящее время правовое регулирование отношений, связанных с гражданской службой Российской Федерации, осуществляется на двух уровнях - федеральном и региональном. На федеральном уровне источниками права по данным вопросам являются: Конституция РФ; Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ; Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и некоторые другие федеральные законы; На уровне субъектов РФ вопросы государственной гражданской службы регламентируются конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также нормативными правовыми актами государственных органов субъектов РФ. В Москве гражданская служба регулируется Законом города Москвы «О государственной гражданской службе города Москвы» от 26 января 2005 г. № 3. Из перечисленных источников законодательства России о государственной службе вытекает, что это законодательство имеет конституционное происхождение. Конституция содержит исходные основы и принципы организации и функционирования российской государственной службы, кадровой политики в системе государственной службы, а также основы правового положения государственных служащих современной России. В ней, в частности, закрепляются: верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч.2 ст. 4); единство системы государственной власти и разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами (ч.3 ст. 5); приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие (ст. 18); обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2); разделение законодательной, исполнительной и судебно власти (ст. 10); равный доступ граждан к государственной службе (ч. 4 ст. 32); некоторые обязанности высших должностных лиц (ч. 2 ст. 24, ч. 3 ст. 46). Конституция РФ (ст. 71) устанавливает, что федеральная государственная служба находится в ведении Российской Федерации. Конституция в прямой форме не затрагивает вопроса о государственной службе субъектов РФ, но, относя к ведению Российской Федерации лишь федеральную службу, тем самым предрешает, что государственная служба в субъектах РФ находится в их ведении. В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ введено важное положение, дополняющее конституционную норму и укрепляющее вертикаль исполнительной власти в стране. В п. 4 ст. 2 разделяются понятие «правовое регулирование» и «организация» государственной гражданской службы. Правовое регулирование и организация федеральной гражданской службы, как и прежде, находятся в ведении федерального центра. Что касается гражданской службы субъектов РФ, то теперь ее правое регулирование находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов, а её организация - в ведении субъекта РФ, т.е. в правовом отношении регионы стали всецело зависимы от центра. Конституция РФ, исходя их принципа федеративного устройства России, определила, что субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему государственных органов. Региональная государственная служба на 90 % функционирует именно в исполнительных органах и их аппаратах. |