Дифференцирование ассортимента компании по XYZ-методу
3. Средствами Microsoft Excel построили кривую XYZ - анализа
Рисунок 3 - Кривая коэффициента вариации. 4. Разделили анализируемый ассортимент на группы x, y, z. Предлагаемый алгоритм разделения ассортимента на группы: Группа Х - при 0 ≤ V < 10% Группа Y - при 10% ≤ V < 25% Группа Z - при 25% ≤ V < ∞. 2 ПОСТРОЕНИЕ МАТРИЦЫ АВС - XYZ - АНАЛИЗА Матрица АВС - XYZ - анализа построили по следующей схеме (рисунок 4).
Рисунок 4 - Матрица АВС - XYZ - анализа. В ячейки матрицы вписывались товары (их номера по первичному списку - №№ позиций из таблицы). Например, в ячейку АХ вписываются номера продуктов, вошедших в группу А при выполнении АВС - анализа и в группу Х при выполнении XYZ - анализа. Что дает распределение всего ассортимента продуктов по ячейкам матрицы АВС - XYZ - анализа? Например, для товарных позиций AX, AY, AZ (первая строка матрицы) следует выбирать индивидуальные технологии управления запасами. Очевидно для позиций, входящих в группу АХ, следует рассчитать оптимальный размер заказа и рассмотреть возможность применения технологии доставки «точно в срок». Дело в том, что по проведенному АВС - анализу в группу А попадают те позиции из анализируемого ассортимента, которые имеют большой процент реализации в году (т.е. большую долю в реализации). С другой стороны XYZ - анализ показывает, что в группу Х попадают именно те позиции, стабильность спроса которых достаточно велика, что подтверждается относительно малой величиной коэффициента вариации спроса. Позиции, входящие в группу AZ, наоборот следует контролировать ежедневно, т.к. доля в годовой реализации этих продуктов остается достаточно высокой, а коэффициент вариации спроса также достаточно велик. Это говорит о нестабильности спроса на данные ассортиментные позиции. Управление запасами по позициям, входящим в группу ВХ, BY, BZ, может осуществляться как по одинаковым, так и по индивидуальным технологиям (как по срокам планирования, так и по способам доставки). Планирование запасов по товарным позициям, входящим в группы. |