Анализ конкурентного окружения
Сети "36.6" и "О3" имеют сходство в формате торговли - "частичное самообслуживание": большая часть товара выставлена на открытых, доступных для клиентов полках. Но при этом не в каждой аптеки исследуемых сетей в полной мере реализовано одно из основных преимуществ самообслуживания - скорость обслуживания и, как следствие, высокая пропускная способность. Скорость обслуживания в "36,6" - самая высокая. В основном это достигается за счет разделения функций фармацевта и кассира (кассовые узлы в "36,6" организованы как в супермаркетах - на выходе из торгового зала). Для увеличения скорости обслуживания и, соответственно, для увеличения пропускной способности сети "О3", возможно, имеет смысл присмотреться к опыту "36,6". Во исследуемых сетях стиль работы фармацевтов схожий: активные продажи сотрудники аптек не ведут, работают в режиме "вопрос клиента - ответ фармацевта". Такой подход оправдывает себя: нуждающийся в лечении клиент все равно спросит, что ему нужно, а ненуждающийся и не купит, да и вряд ли зайдет в аптеку. Однако активные продажи всегда приносили более высокий результат, чем пассивные, а это значит, что названные аптечные сети могли бы продавать больше (увеличить средний чек), если бы фармацевты активнее выявляли потребности покупателей и предлагали им дополнительные товары. А для этого им необходимо больше работать с клиентами в зале, а не за прилавком. Что касается фармацевтической отрасли в целом, то можно сказать следующие: отечественные производители обладают высоким темпом роста маркетинговой стратегии. В меньшей степени отечественные производители уделяют внимание управлением портфелем продуктов. Барьером мобильности в данном случае выступает взаимодействие с органами управления, в частности по программе ДЛО. Стратегии транснациональных компаний направлены на развитие продуктов и взаимодействие с целевой аудиторией. Несмотря на низкий темп роста восточно-европейских производителей, барьером мобильности выступает охват всех компонентов маркетинговой стратегии в разной степени. Возможно предположить, что отечественные компании благодаря реализации системы ДЛО прибегнут к стратегии дифференциации продуктов, а транснациональные, за счет частичной или полной интеграции с российскими компаниями будут более взаимодействовать с органами управления.
Рисунок 4. Карта стратегических групп аптечных сетей Из анализа видно, федеральные аптечные сети имеют самый большой охват рынка и возможно, некоторые из них приобретут статус национальных. Однако уровень участия в программе ДЛО остается достаточно низким в основном за счет удаленности некоторых регионов от распределительных центров. Однако на рынке уже наблюдаются интеграционные процессы федеральных и региональных сетей, что позволит охватить больший рынок и повысить уровень участия в программе ДЛО. Также возможно поглощение муниципальных сетей федеральными и региональными. На графике выход стратегических групп за рамки шкал (пунктирное деление), обусловлен степенью реализации того или иного фактора у стратегической группы. Анализ конкурентов возможно провести по трем основным группам-участникам фармацевтического рынка: аптечные сети, производители и дистрибьюторы. Рассмотрим уровни распределения ниже. 1. Аптечные сети Лидером рынка среди аптечных сетей в I полугодии 2009 года по-прежнему остается "36,6". Согласно результатам I полугодия 2009 года, консолидированные продажи аптечной сети "36,6" выросли на 61% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Расширение аптечной сети происходит в первую очередь за счет скупки региональных сетей. В I полугодии 2009 года были открыты 44 аптеки и ребрендированы 20 аптек. Аптечная сеть приобрела 7 региональных аптечных сетей, объединяющих в общей сложности 102 аптеки. Однако в сентябре 2009 г. сеть объявила о завершении сразу четырех сделок по покупке 162 аптек (в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Новосибирске и Оренбурге). В частности, в Москве "36,6" приобрела сеть "ПОС-холдинг", в состав которой входят 79 аптек, расположенных в крупных торговых центрах и супермаркетах Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. Приобретения приблизили "36,6" к заявленной цели занять к концу года 10% розничного фармацевтического рынка. |