Формы и методы повышения квалификации персонала организации
увеличения потенциала сотрудников и всего предприятия в целом;
снижения затрат на обеспечение функционирования предприятия и т.д.
При этом в практике профессионально-технического образования сложились две формы обучения персонала: внутрипроизводственная и непроизводственная. В Таблице 2 описаны характерные особенности методов подготовки на рабочем месте.
Таблица 2. Основные методы подготовки рабочих на производстве [81, с. 5]
МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ |
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ |
Направляемое приобретение опыта |
Систематическое планирование подготовки на рабочем месте; основу этого планирования составляет план профессиональной подготовки, в котором изложены цели подготовки. |
Производственный инструктаж |
Подготовка, введение, адаптация, ознакомление обучающегося с его новой рабочей обстановкой |
Смена рабочего места (ротация) |
Получение знаний и приобретение опыта в результате систематической смены рабочего места. В результате этого за определенный промежуток времени создается представление о многогранности деятельности и производственных задач (специальные программы молодого поколения специалистов) |
Использование работников в качестве ассистентов |
Подготовка и ознакомление работника с проблемами высшего и качественно иного порядка задач при одновременном принятии на себя некоторой доли ответственности |
|
Сотрудничество, осуществляемое в учебных целях в проектных группах, создаваемых на предприятии для разработки крупных, ограниченных сроком задач |
Обучение на рабочем месте осуществляется в процессе работы. Эта форма подготовки является более дешевой и оперативной, характеризуется тесной связью с повседневной работой и облегчает вхождение в учебный процесс работников, не привыкших к обучению в аудиториях.
Обучение вне рабочего места более эффективно, но связано с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. При этом сознательно меняется среда, и работник отрывается от повседневной работы.
Методы профессиональной подготовки вне рабочего места предназначены, прежде всего, для получения теоретических знаний и для обучения решению проблем, принятию решений, согласованному поведению. Используемые методы обучения приведены в таблице 3.
Таблица 3. Методы обучения, используемые вне рабочего места [81, с. 5]
МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ |
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ |
Чтение лекций |
Пассивный метод обучения. Проблемы: усталость слушателей, отсутствие обратной связи Более активный метод обучения с привлечением теоретических знаний Активный метод обучения, участие в дискуссиях развивает логическое мышление и вырабатывает поведение в различных ситуациях (конференция по решению проблем) |
Программированные курсы обучения | |
Конференции и семинары | |
Ролевое обучение |
Обучение манере вести себя в конфликтных ситуациях, при ведении переговоров, причем обладатели ролей должны представлять определенные точки зрения Молодые специалисты занимаются принятием реальных решений по проблемам управления организации. Разработанные в рабочих группах предложения решений передаются в управление (правление) организации. Правление рассматривает предложение, принимает по этому предложению решение и информирует рабочую группу о принятии или отклонении ее предложения |
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6