Кадровый потенциал

Кадровый потенциал - совокупность способностей всех людей, которые заняты в данной организации и решают определенные задачи ...

Сущность, значение понятия «мотивация». Теории мотивации

Для более точного рассмотрения системы мотивации персонала обратимся к теоретическим основам.

В начале исследования необходимо определиться с терминами «мотивация» и «стимулирование». Даже известные теоретики зачастую не проводят четкой границы между этими понятиями.

Так Мескон М.Х., Альберт Н., Хедоури Ф. в своем знаменитом труде "Основы менеджмента" пишет: "Мотивация - процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации".

Определение мотивации через стимулирование (и наоборот) очень распространено среди специалистов по управлению.

Если еще учесть то обстоятельство, что у многих стимул отождествляется с оплатой труда - мы получаем окончательно запутанную картину в этом аспекте управления персоналом.

Попробуем внести ясность в первую очередь по различию "стимула" и "мотива". Стимул - это нечто внешнее по отношению к человеку.

Во-вторых, стимулу свойственна способность "раздражать" органы чувств человека, то есть воздействие в функции стимула должно осуществляться в пределах порога чувствительности человека.

Следовательно, в широком смысле, стимул - это такое воздействие одним человеком на другого, которое побуждает его к направленному действию, нужному инициатору воздействия. Если воздействие не вызывает побуждение к определенному действию, то такой стимул можно считать не действенным. Подытожим: стимул задается человеку кем-то извне.

Теперь о мотиве: мотив, по убеждению Виханского О.С., - внутри человека. Другими словами, мотив - это идеальный образ во внутреннем плане сознания человека.

Таким образом, стимулирование - это процесс воздействия на человека посредством потребностно-значимого для него внешнего предмета (объекта, условий, ситуации и т.п.), побуждающий человека к определенным действиям (пребывание в комфортных условиях и т.п.).

Мотивация (как процесс) - есть процесс эмоционально-чувственного сопоставления образа своей потребности с образом внешнего предмета (претендента на предмет потребности). Или, мотивация (как механизм) - это внутренний психический механизм человека, который обеспечивает опознание предмета соответствующего потребности и запускает направленное поведение по присвоению этого предмета (если он соответствует потребности).

Поэтому, как ни парадоксально, но не совсем корректно говорить о мотивации человека, персонала и т.п. со стороны руководства организации. Можно говорить об организации или управлении мотивацией (мотивационными процессами) человека, персонала и т.п.

Основой экономического стимулирования мотивации является заработная плата, которая, по мнению А.П. Егоршина представляет собой цену рабочей силы, соответствующую стоимости предметов потребления и услуг, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы, удовлетворяя материальные и духовные потребности работника и членов его семьи.

В Таблице 1.4 приведены преимущества и недостатки материального стимулирования и признания.

Таблица 1.4

Сравнительная таблица «Преимущества и недостатки материального стимулирования и признания»

материальное стимулирование

 

признание

-обеспечение большей мобильности рабочей силы внутри организации благодаря ротации рабочих мест; -большая удовлетворенность трудом; -снижение уровня текучести кадров; -сокращение потерь рабочего времени; -повышение производительности труда; -рост качества продукции.

преимущества

*удовлетворение потребности в личном признании; *обеспечение функции воспитания; *повышение корпоративной культуры организации; *благоприятное влияние на социально-психологический климат в коллективе; *повышение производительности труда; *рост качества продукции; *способствование установлению обратной связи в коллективе; *пробуждение импульса к подражанию у других сотрудников.

-неизменная систематическая плата может и демотивировать

недостатки

*необходимость публичного признания, когда заслуги человека предаются гласности.

Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что специфика стимулов в том, что сами по себе они не могут вызвать определенный вид деятельности, они могут лишь выполнять роль «катализатора» активности сотрудников, направленность которой уже будет определяться внутренней мотивационной структурой личности. Стимулы эффективны лишь в том случае, если они способны вызвать реакцию со стороны человека.

Перейдем к мотивационным моделям, сложившимся на данный момент в теории управления.

Эволюция применения различных моделей мотивации показала как положительные, так и отрицательные аспекты их применения, и это естественный процесс, так как в теории и практике управления нет идеальной модели стимулирования, которая отвечала бы разнообразным требованиям.

Перейти на страницу: 1 2 3 4